Несколько фактов о жадности

  • Просмотров за день: 1
  • Всего просмотров: 22

Сегодня в нашей статье речь пойдет о том, как проявляется жадность, какие есть виды жадности, в чем ее причины. Также попробуем рассмотреть, какие есть пути избавления от жадности и какие качества важно развивать в противовес.

Жадность бывает не только материальная, но и информационная, и энергетическая. И каждый из этих видов жадности может проявляться по-разному. Но обо всем по порядку.

Одно из самых понятных, известных и характерных проявлений жадности – накопление материальных благ.

Зачастую человек может сам не понимать, зачем приобретает те или иные предметы, а также не освобождает себя от старых предметов. Так, в доме может скапливаться 20 пар тапочек, из шкафа вываливаются вещи, когда пытаешься его открыть, посуду некуда ставить или приходится протискиваться между мебелью. Иногда создается ощущение, что вещи начинают вытеснять хозяина из его жилища. 

Причины накопительства могут быть разные: чтобы быть не хуже других, чтобы иметь больше, чем у кого-то, на всякий случай, «чтобы было» – вдруг пригодится. Жадность, с одной стороны, проявляется в приобретении все большего количества вещей, с другой – в нежелании отпускать старое. Ведь вещи, которые уже не нужны, можно подарить, продать, выбросить, отдать тем, кому они действительно необходимы. Например, моя дочка ежегодно откладывала игрушки, из которых она выросла, и относила в детский сад для общего пользования. Среди игрушек могли быть как старые, так и достаточно новые.

Накопление денег может быть еще одним вариантом жадности. Одно дело, если деньги накапливаются с конкретной целью, другое – если на всякий случай или на «черный день». Если деньги являются самоцелью и их наличие и использование не приносят радости и удовольствия от жизни, это тоже жадность.

Знакомый для многих вид жадности – большое количество еды, погоня за разнообразием вкусов и продуктов, другими словами, обжорство. Это распространенный вид жадности. Сегодня достоверно известно, что большинство людей употребляют в 3-5 раз больше пищи, чем необходимо для естественной жизнедеятельности тела. Результат – многочисленные проб­лемы со здоровьем.

Эффект Базермана - жадность делает людей беднее

Каждый год профессор Макс Базерман продает студентам MBA из Harvard Business School двадцатидолларовую купюру намного выше номинала. Его рекорд – продажа $20 за $204. А делает он это следующим образом.

Он показывает купюру всему классу и сообщает, что отдаст $20 человеку, который даст за нее больше всего денег. Правда, есть небольшое условие. Человек, который был сразу за победителем, должен будет отдать профессору ту сумму, которую он был готов отдать за $20.

Чтобы было понятно – допустим два самых высоких бида были $15 и $16. Победитель получает $20 в обмен на $16, а второй человек должен будет отдать профессору $15. Таковы условия.

Торги начинаются с одного доллара и быстро достигают $12-$16. В этот момент большинство студентов выпадают из аукциона, и остаются только два человека с самыми высокими предложениями. Медленно, но уверенно аукцион подходит к цифре $20.

Понятно, что выиграть уже невозможно, однако проиграть тоже не хочется, ибо проигравший не только ничего не получит – он еще вынужден будет заплатить профессору номинал своего последнего бида. Как только аукцион переходит рубеж в $21, класс взрывается смехом. Студенты MBA, якобы такие умные, готовы выплатить за двадцатидолларовую купюру выше номинала. Действительно -комично и очень точно описывает поведение держателей степени MBA.

Однако аукцион продолжается и быстро доходит до 50 долларов, затем до ста, вплоть до $204 – рекорд Базермана за свою преподавательскую карьеру. Кстати, во время тренингов профессор проделывает тот же трюк с топ-менеджерами и CEO крупных компаний – и всегда продает $20 выше номинала (полученные деньги тратятся на благотворительность).

Почему люди неизменно платят за двадцать долларов больше денег, и что пытается показать профессор? У человека, особенно в бизнесе, есть слабое место – loss aversion или боязнь потери. Многочисленные эксперименты показывают, что человек себя ведет крайне нерационально и даже неадекватно, когда начинает терять деньги.

Поначалу все студенты считают, что у них есть возможность получить халявные деньги. Ведь они не дураки и не станут платить больше двадцати баксов за двадцатидолларовую купюру. Однако как только торги доходят до $12-$16, второй человек понимает, что ему грозит серьезная потеря, поэтому он начинает бидить больше, чем собирался, пока аукцион не доходит до $21. На этом этапе оба участники потеряют деньги. Но кто-то потеряет всего доллар, а кто-то двадцать. Чтобы минимизировать потери, каждый человек старается стать победителем. Однако эта гонка приводит только к тому, что оба участника аукциона теряют все больше и больше денег, пока размер потерь не достигает такой суммы, что глубже копать яму просто не имеет смысла.

Таким образом, желание получить халявную двадцатку оборачивается потерями. Самое интересное, что есть масса данных – особенно на фондовом рынке и в казино – которые показывают феномен Базермана в действии. Человек начинает терять деньги. Вместо того, чтобы зафиксировать убыток, он надеется, что сможет отыграть проигрыш – и практически всегда теряет все больше и больше денег.

Так что помните урок хитрого профессора – боязнь потерь ведет к большим потерям. Фиксируейте убытки, пока они минимальны.